Последние
премьеры:
   Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Дом Бернарды Альбы  А зори здесь тихие...Премьера!  Пиковая дама  Солярис  Русалочка  Варвара-Краса, длинная коса Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Людмила Меймухина: "Главное в моей жизни - театр" 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Одна из самых известных фраз Марии Николаевны Ермоловой - «Актёра нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нём человека». Эти слова невероятно тонко подмечают сущность актёрского искусства, особенно актуальную для эпохи советского театра, когда личностное развитие актёра воспринималось как основа его профессионального мастерства. И сказала это не просто талантливый человек, а та, кого сам Станиславский называл «величайшей».

 

Людмила Меймухина: "Главное в моей жизни - театр"

 

 

Людмила Ивановна Меймухина, о которой сегодня пойдёт речь, - именно такой человек: личность, наполненная глубиной и мудростью, а уже затем актриса, яркий талант и опытный наставник. В её рассказах о собственной жизни, особенно о советской школе театрального искусства, чувствуются живая история, неподдельное уважение к своему ремеслу.

 

Людмила Ивановна посвятила всю свою жизнь театру. Для неё сцена - не просто место работы, а необходимость, источник жизни и вдохновения. Целый год я пыталась взять это интервью, тем более что прошлый год был для нее знаменательным - 75-летний юбилей. Но, как это порой бывает, мои планы реализовать сразу не удалось. И вот, наконец, спустя долгие месяцы ожидания мне посчастливилось встретиться с этой удивительной женщиной. Знакомьтесь: в свете театральных софитов - великолепная, талантливая и искромётная Людмила Меймухина!

 

- Людмила Ивановна, как начиналась Ваша карьера?

 

- Я родилась в Советском Союзе, в солнечной гостеприимной Грузии. Возможно, именно поэтому с детства я так полюбила солнце. Позже наша семья переехала в Ставрополь. Там в окружении новых друзей мы часто устраивали во дворе уличные спектакли, писали сценарии, разыгрывали сцены. Почти каждая девочка мечтала стать актрисой, и я тоже прониклась этой мыслью. Мне тогда говорили, что у меня есть талант, и советовали поступать в театральное училище. Эти слова запали в душу, хоть я и не осознавала, насколько серьезно они поменяют мою жизнь. После школы решила последовать этому совету и поступила в Ростовское училище искусств на актерское отделение. Мастером нашего курса был выдающийся педагог и режиссер Лев Михайлович Вилькович, человек невероятного таланта, который в то время руководил Ростовским театром музыкальной комедии. Я пришла на вступительные экзамены с большим воодушевлением и хорошей подготовкой. Помню, на прослушивании приемная комиссия попросила меня показать этюд на тему «Крыса». Я уверенно ответила: «Живую крысу я никогда не видела. Мертвую демонстрировать?». Зал разразился смехом, и, думаю, это мгновение во многом предрешило мое зачисление. Годы учебы стали для меня настоящим открытием. Училище дало нам прочные знания и глубинное понимание профессии. Нас воспитывали в духе уважения к сцене, учили принимать на себя ответственность за свою работу и сохранять скромность, которая так необходима настоящему актеру. После окончания училища я получила распределение в Шахтинский драматический театр, но мое пребывание там оказалось недолгим. Я поехала в столицу вместе с мужем. Мы остановились у нашего друга - режиссера, ростовчанина Анатолия Васильева, который тогда уже был на пороге большой славы. Искали работу, пробовали себя. И вот однажды меня пригласил режиссер Воркутинского драматического театра Роберт Леонович Седлецкий. Так начался мой долгий путь в суровом крае вечной зимы и короткого лета. Воркута стала моим домом на долгие сорок лет. Этот край многому меня научил, подарил огромное количество творческих открытий и воспоминаний, талантливых коллег и верных друзей. Но память о солнце всегда жила во мне. Там, где зимы были долгими и суровыми, я особенно остро ощущала нехватку тепла и света.

 

                           Воркута. После спектакля (Л.Меймухина справа)


- Людмила Ивановна, расскажите о своих любимых ролях в Воркутинском драмтеатре!

 

- Уникальная история Воркутинского государственного драматического театра имени Бориса Мордвинова началась в далёком 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Его создание - по-настоящему уникальная страница в истории театрального искусства. Театр возник в условиях лагерной жизни, когда Воркута ещё была не городом, а небольшим посёлком, центром системы ГУЛАГ. Именно заключённые, подавляющее большинство которых были осуждены по 58-й статье как политические преступники, стали первыми артистами театра. В бараки, разбросанные по тундре, свозили людей из разных концов страны: среди них были талантливые актёры, музыканты, художники. Они нашли силы и мужество не только выживать, но и творить, создавать культуру там, где её, казалось бы, быть не могло. В 1945 году театр открыл свои двери в новом здании, построенном по проекту архитектора В. Н. Лунева. Это было знаковое событие, показывающее, что искусство способно выжить и расцвести даже в самых тяжёлых условиях. Театру была присуща высокая планка качества, в нем работал богатый творческий коллектив. Здесь блистала целая плеяда талантливейших людей: актёров, музыкантов, художников-декораторов, постановщиков. Их работы вдохновляли поколение за поколением. Я была самой юной среди коллег, и мне выпала большая удача учиться у настоящих мастеров театрального дела, профессионалов высочайшего уровня. За 40 лет, которые я провела на сцене этого замечательного театра, мне довелось сыграть множество ролей. Но, конечно, есть те, которые остались в сердце на всю жизнь. Среди таких ролей - Галя Четвертак в спектакле «А зори здесь тихие». Эта постановка имела особую, глубоко личную значимость для меня. Война всё ещё эхом отзывалась в сердцах людей, и нам, актёрам, нелегко было проживать такие тяжёлые сцены. Однако в этом и было наше предназначение: передать трогательную правду тех событий, сделать её понятной и близкой зрителю. Именно поэтому подготовка к предстоящей премьере спектакля «А зори здесь тихие» в Новошахтинском театре вызывает во мне такой трепет. Это история, которая прожита мною до самой глубины души. Другой любимой ролью для меня стала Флорелла в спектакле «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. К этой роли я готовилась особенно тщательно. К нам даже приезжала хореограф из Ленинграда, чтобы обучить меня испанской хоте - страстному и сложному танцу. Помню, как после этого танца зал взрывался овациями, люди говорили: «Настоящая испанка!». Эти мгновения восторга и признания зрителей остаются со мной до сих пор как самые яркие воспоминания. Ещё одной важной для меня ролью стала Фэри в комедии американского драматурга Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж». Это была моя вводная роль, и именно в этом спектакле я впервые по-настоящему поняла, что такое актёрское партнёрство. Взаимодействие с партнёром на сцене - это особый, тонкий вид искусства. Это сложнейшее и одновременно самое увлекательное в актёрской профессии. Научиться этому - значит стать настоящим артистом. Воркутинский театр стал для меня не просто местом работы, а настоящей жизненной школой и домом творчества. Удивительный, непохожий на другие, он навсегда занял особое место в моём сердце. Я безгранично благодарна судьбе за то, что моя творческая жизнь прошла именно в этом театре.

 

В спектакле "Зойкина квартира"

В спектакле "Зойкина квартира"


- Людмила Ивановна, а как Вы попали в Новошахтинский драматический театр?

 

- Завершив свою актёрскую карьеру, я решила кардинально изменить свою жизнь и переехала в небольшой городок на юге - Новошахтинск. Это уютное, тихое место, где светило ласковое солнце, которого мне так не хватало все эти годы на севере. Но, как оказалось, ни тепло, ни яркий свет не смогли заполнить ту пустоту, которая образовалась в душе без главного в моей жизни - театра. Шесть долгих лет я страдала, не находя себе места. Пустота и одиночество преследовали меня, а тоска по сцене с каждым днём разрасталась. Я впала в депрессию. Однако одна случайность изменила всё. На юбилейной встрече Союза театральных деятелей в Ростове-на-Дону я встретила Романа Родницкого, талантливого актёра и режиссера, который когда-то, как и я, работал в Воркутинском театре. Сейчас Роман Григорьевич - художественный руководитель Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской. Мы разговорились, и этот разговор, наполненный воспоминаниями о прошлом и рассуждениями о театре, словно разбудил меня. Именно после него я почему-то решилась подойти к Светлане Николаевне Соповой, художественному руководителю Новошахтинского драматического театра. И с этого момента всё началось снова. Как будто занавес, который надолго был закрыт в моей жизни, снова медленно стал подниматься. Всё закрутилось, завертелось, и вот я уже вновь стояла на сцене - сцене театра, который стал для меня родным. Светлана Николаевна однажды сказала, что людей в этот театр приводит Бог, и я убеждена в том, что это настоящая правда. Эта новая глава моей жизни помогла мне вновь обрести себя и понять, что сцена - это место, где я по-настоящему жива.

 

- Людмила Ивановна, какие-то знаковые пьесы были в Вашей жизни?

 

- Возможно, для кого-то эти события не были знаковыми, но для меня они стали очень важными. Воркутинский драматический театр оказался первым, где была поставлена пьеса Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Быть первыми всегда непросто, но мы с честью справились с этой задачей. Мне довелось исполнить главную роль – Валентины. Это была невероятно сложная, глубокая и поистине трагическая роль, которая потребовала от меня полного погружения. В те годы Вампилов ещё не был широко известен, но уже тогда было очевидно: его пьесы приносят в современную драматургию что-то по-настоящему новое, свежее. Позже, когда мы отправились на гастроли в Ленинград, мы узнали, что ту же самую пьесу поставил великий Георгий Товстоногов. Конечно, мы не могли упустить возможность увидеть его работу. Мы пришли на спектакль всей труппой, смотрели, заворожено следя за каждым штрихом. Постановка Товстоногова была мощной, впечатляющей, но, обсуждая её после, мы неожиданно единодушно поняли: наша версия оказалась нам ближе. Возможно, дело в том, что мы проживали весь материал сердцем, по-своему, и это оставило неизгладимый след.

 

..Всё, что я узнала от этой потрясающей актрисы, невозможно вместить в рамки газетной страницы. Людмила Ивановна Меймухина - настоящий бриллиант удивительной чистоты и многогранности в созвездии сценического искусства. Каждая её роль - это не просто выдающееся исполнение, а подлинное творчество высочайшего уровня, гармоничный сплав таланта, глубины души и безупречного мастерства.

На сцене Новошахтинского драматического театра имени народного артиста СССР М.И. Бушнова актриса сыграла множество ролей. Графиня Анна Федотовна в «Пиковой даме» А.С. Пушкина, Мария Хосефа в «Доме Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки, Феклуша в «Грозе» А.Н. Островского, Жафе в «Шагреневой коже» Оноре де Бальзака, Донья Венеранда в «Цианистом калии… с молоком или без» Хуана Хосе Алонсо Мильяна, швея и агент ГПУ Никаноровна в «Зойкиной квартире» М. Булгакова, горничная в «Идиоте» Ф.М. Достоевского и многие другие. В каждом её появлении на сцене чувствуется мощная энергия, яркая вспышка эмоций, которые остаются в зрителе надолго после закрытия занавеса. Именно в этом заключаются её сила, её любовь к профессии, её неподдельный и редкий дар.

 

Наталья Караваева, журналист

Городская общественно-политическая газета "Знамя шахтёра" №25 от 2-3 апреля 2025


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.