Последние
премьеры:
   Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Дом Бернарды Альбы  А зори здесь тихие...Премьера!  Пиковая дама  Солярис  Русалочка  Варвара-Краса, длинная коса Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Мир не может существовать без любви 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Мир не может существовать без любви

Наше "всё" © Виталий Маркин

 

Вы замечали, как с возрастом мы начинаем совершенно иначе смотреть на привычные вещи? То, что раньше казалось простым или обыденным, вдруг открывается с новой глубиной, наполняется смыслами и скрытыми подтекстами. Даже советские мультфильмы и русские сказки, знакомые с детства, обретают особое очарование и мудрость, которые раньше оставались незамеченными. Именно поэтому спектакль «Жил старик со своею старухой», представленный театром юного зрителя города Нижнекамска (Татарстан) на IX Международном театральном фестивале «Любовь, что движет солнце и светила», настолько глубоко тронул души зрителей, гостей и членов жюри фестиваля.

Это глубокое, но совершенно иное  прочтение Пушкина вызвало сильнейший отклик зала. Спектакль сумел очаровать не только юную аудиторию, но и взрослых, которые увидели в нём яркое и тонкое воплощение классической истории через призму современного театрального искусства. Неудивительно, что эта работа была высоко оценена профессиональным жюри фестиваля. Постановка «Жил старик со своею старухой», представленная театром юного зрителя города Нижнекамска Республики Татарстан под режиссурой Тимура Кулова, получила заслуженное признание в нескольких номинациях. Высшей награды, диплома имени Валерия Владимировича Шульжика в номинации «Лучший спектакль для детской аудитории», удостоился именно этот спектакль. Особая заслуга была отмечена и в актёрской игре: диплом имени Народного артиста СССР Михаила Ильича Бушнова за «Лучшую женскую роль» был вручён артистке Татьяне Непряхиной за блестящее исполнение роли Старухи. Также спектакль был награждён в номинациях «Лучшая сценография» и «Лучшие костюмы», что подчёркивает великолепную работу творческой команды над визуальной составляющей постановки художник постановщик спектакля Римма Фархутдинова, художник по костюмам Наталья Фадеева.. Отдельной гордостью для труппы стала награда зрительского жюри. Диплом «Приз зрительских симпатий» присудили этой постановке, что подтверждает её успех не только у экспертов, но и у широкой аудитории.

 

Старуха (Татьяна Непряхина), Старик (Павел Минибаев)© Виталий Маркин

 

Что для нас счастье? Что любовь? Как её выразить и понять, что это и есть то настоящее чувство, которое на всю жизнь? На фестивале о любви и говорят о любви.

« Я помню. Помню все тридцать лет и три года. Землянку, невод, белоснежных чаек, кружащих над морем. И нас с тобою. И пока я тебя помню, хочу написать это скромное письмо, посмеешься ты или взгрустнешь, но главное – вспомни, что мы были». Именно с этих слов, которые приоткрывают нам завесу над спектаклем, начинается действо. Из-за занавеса появляется чайка, затем ещё одна, и ещё – вот их уже совсем много. Дети смеются, и в зале возникает та самая особенная атмосфера детского спектакля – радости и сказки, ведь именно за этим они и пришли в театр. Чайки в этом спектакле занимают особую роль – они являются почти незаметными свидетелями жизни старика и старухи, которые видели всё, от начала до самого конца.

 

Сказочная подводная страна, где правит «Государыня рыбка», предстает перед зрителем в виде минималистичных декораций: простые конструкции, много целлофана  и мастерская игра света от художника Дмитрия Солопова, создающего иллюзию настоящей морской глубины. На сцене  появляется портрет Александра Сергеевича Пушкина — главного вдохновителя происходящего. Зрители мгновенно узнают знакомую каждому с детства сказку «О рыбаке и рыбке». В воздухе витает ожидание классического сюжета — ворчливая старуха у разбитого корыта, усталый, покоренный жизнью рыбак. Но сцена рушит стереотипы — перед глазами зрителей старик и старуха на старом «мотоцикле», где вместо люльки прикручено поржавевшее от времени  корыто. Этот неожиданный образ моментально привносит свежую трактовку знакомой истории. 

 

"Синие море" © Виталий Маркин

Лейтмотивом спектакля становится песня Кая и Гетеры «Дом», где звучат проникновенные строки: «Счастье — это там, где мы с тобой живем». И вот они, старик и старуха: она, по-прежнему недовольная, громко бранящаяся, а он, как всегда, кроткий, уравновешенный, пытается ее успокоить. Всё, казалось бы, узнаваемо, но при этом совсем иначе. Режиссер отказывается от слов: герои сохраняют молчание. Однако этого даже не замечаешь — знаменитая сказка воспринимается так естественно, будто слова и не нужны. Каждый зритель, от мала до велика, знает этот сюжет почти наизусть. Ведь Пушкин — это наше «всё». Зал его слышит и в жестах!

Богатая режиссерская фантазия Тимура Кулова открывается в спектакле как тонкий инструмент деконструкции классического повествования. В его трактовке знакомая до деталей история Пушкина обретает неожиданную многослойность, где традиционный сюжет превращается в зеркало жизни двух людей, увядающих и теряющих друг друга. Что если это не просто сказка о человеческой алчности и волшебном наказании? Что если её истинный смысл — в исследовании взаимоотношений? Почему старик бесконечно терпит причуды старухи? Что движет старухой, когда она упорно не замечает своего мужа, словно нарочно стремясь причинить ему боль? Ответы на эти вопросы режиссер раскрывает через театральную форму, уходя от буквального смысла текста и обращаясь к символизму, редукции диалогов до минимумов.

 

"Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой»© Виталий Маркин

 

 

Удивительно глубокие образы Старика (Павел Минибаев) и Старухи (Татьяна Непряхина) становятся настоящей эмоциональной и символической основой спектакля, представляя собой сильнейшее воплощение человеческой драмы. Актеры мастерски передают всю палитру внутренних переживаний своих персонажей, балансируя между отчаянием старости, болевой тишиной от утраченного прошлого и незримой, но живой ниточкой любви, которая, несмотря на разрушительное влияние времени, болезни и страдания, продолжает существовать.

 

Финальная часть  спектакля усиливается введением ретроспективного нарратива, где воспоминания Старухи, оформленные как письма к мужу, становятся драматургическим ключом к раскрытию внутреннего мира героев. Этот прием с элементами эпистолярной драматургии позволяет по-новому услышать тихие голоса прошлого, понять, что любовь, несмотря на кажущееся забвение, никуда не ушла. Болезнь, страдание, одиночество — все это становится не просто фоном, но активным элементом драматического конфликта: через них герои словно теряют связь не только с миром, но и друг с другом. Однако именно в эти моменты режиссер тонко акцентирует внимание на терпении и молчаливой борьбе Старика, чья цель — вернуть своей возлюбленной и самому себе когда-то потерянное ощущение полноценного бытия и любви.

 

 

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха © Виталий Маркин

 

Предельно лиричный и одновременно философский посыл спектакля сформирован в его центральной идее: «Мир не может существовать без любви». Именно это жизненное утверждение, заключено в глубине внутреннего молчания Старика. Любовь здесь предстает не столько как бурное чувство, сколько как духовное усилие, как экзистенциальный акт проявления заботы и желания изменить реальность вокруг, сделать ее вновь наполненной смыслом.

 

Но это лишь мой взгляд, взгляд взрослого человека, который видит в этой постановке не только сказку, но и глубокую истину о жизни. А дети увидели другое — яркое чудо на сцене, где любовь побеждает все, даже время. В финале появляются помолодевшие Старик и Старуха, словно их чувства расколдовали время и вернули им утраченную юность. Все улыбаются, счастливо аплодируя, но лишь взрослые украдкой вытирают слёзы. Мы ведь уже знаем, мы понимаем: тот, кто сумел сохранить в сердце любовь, способен вновь обрести и молодость, и радость, и счастье. И обретет  он всё это только там, откуда всё началось,  в потерянном саду, в месте вечной жизни... Я аплодирую, не стесняясь слёз. Пусть они льются. Такой спектакль достоин того, чтобы их не сдерживать.

 

 

Спектакль «Жил старик со своею старухой» театр юного зрителя города Нижнекамска (Татарстан) © Виталий Маркин

 

P.S. Спектакль был создан в рамках замечательных программ «Культура малой Родины» и «Театры малых городов». Эти инициативы открывают удивительные возможности для зрителей по всей нашей стране, включая наш родной Новошахтинск, наслаждаться яркими и талантливыми постановками. Огромное спасибо за этот бесценный подарок!

 

 

Наталья Караваева, журналист

Пресса Новошахтинского драматического театра имени народного артиста СССР М.И. Бушнова

09.06.2025г.


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.