 |
 |
«« Перейти в раздел "Пресса"
Последней премьерой текущего театрального сезона стал спектакль режиссера Оксаны Второвой «Дон Кихот», поставленный по одноименной пьесе Михаила Афанасьевича Булгакова. Эта постановка выделяется яркой индивидуальностью и глубиной замысла. Спектакль примечателен еще и тем, что именно новошахтинская сцена первой представила публике булгаковскую пьесу, ранее нигде в регионе не игравшуюся.
Душа Дон Кихота. Магия возрождения

Санчо Панса и Дон Кихот
Судьба булгаковской пьесы была непростой: созданная автором в 1938 году, она долгие годы пролежала неизданной и впервые была представлена публике лишь в 1962‑м. Теперь же полный зал Новошахтинского драматического театра имени народного артиста СССР М. И. Бушнова подтверждает неподдельный зрительский интерес: все — от профессионалов-критиков до горячих почитателей театра — жаждут нового открытия.
Очередной раз убеждаюсь, что режиссерский подход Оксаны Второвой оригинален и дерзок: несмотря на сравнительно небольшой опыт, она смело демонстрирует собственный почерк, приверженность драматургической глубине и творческой свободе. Её творчество продолжает лучшие традиции школы знаменитой «Щуки» (Театральный институт имени Б. Щукина — авт.), где основной постулат — «Вскрыть содержание, а форму нафантазировать».
Театр многослойных смыслов дарит особую радость: погружаясь в события, читатель проникает глубже в авторскую идею и раскрывает тайны режиссёрского замысла. Вот почему театр притягателен: он даёт пищу уму и сердцу, приглашает рассуждать, разгадывать скрытые мотивы персонажей и сопереживать им всей душой. Живое искусство захватывает и не отпускает зрителя.
Пространство сцены свободно: три ванты (корабельные лестницы — авт.), закрепленные на колосниках, свисают сверху, превращаясь то в элементы интерьера дома, то в крылья ветряной мельницы, то в небесную лестницу, по которой герой восходит в мучительный последний путь. Серые кубы служат универсальным реквизитом, подчёркивая минималистичность оформления и направляя взгляд исключительно на артистов. Всё предельно лаконично, что характерно для авторского почерка режиссера.
Костюмы точно передают дух эпохи: природные материалы, кожа, простой крой (сценография Ирины Михайловой). Свет безупречен (художник по свету Борис Михайлов). Музыкальное оформление (Дмитрий Нестеров) идеально вплетается в ткань спектакля, оставаясь в памяти надолго: песня «Quizás, Quizás, Quizás» в исполнении трио Los Panchos звучит абсолютно насущно, стирая исторические рамки и делая событие вневременным. Пластическое решение постановки гармонично, выразительно, современно (хореограф Татьяна Климова).
Это не адаптация — «по мотивам», а полноценная инсценировка оригинальной пьесы Булгакова. Под руководством Оксаны Второвой текст получает новую жизнь, выходит за пределы исторических рамок. Лёгкий чёрно-белый видеоряд (художник-видеограф Виталий Маркин) усиливает ощущение двойственности: комедийное переплетено с трагическим, фантастика — с реальностью, добродетель — с пороком. Такое сопоставление неизбежно рождает ассоциацию с поздним романом автора «Мастер и Маргарита».
Когда я почувствовала параллель между двумя произведениями, мое восприятие резко изменилось. Кажется, будто пьеса подготовила почву для знаменитого романа, наполнив сознание слоями новых значений, символов и отсылок. Михаил Булгаков сам вряд ли задумывал такие связи, да и Оксана Второва наверняка их не предполагала, однако я теперь воспринимаю спектакль иначе: буквально проживаю его заново, погружаюсь в богатейшее море идей и аллегорий. Это настоящий творческий катарсис!
Николаю Шарифулину, молодому артисту Новошахтинского театра, удается моментально завоевать публику своим ярким талантом. Созданный им образ Алонсо Кихано, известного как Дон Кихот, наполнен тонким юмором и глубиной. Никогда не считала Дон Кихота безумцем — ни в романе Сервантеса, ни в пьесе Булгакова, ни в постановке Второвой. Напротив, этот персонаж представляется настоящим рыцарем духа, похожим на Мастера у Булгакова, посвятившим себя восстановлению справедливости и гуманизма, подобным Иешуа Га-Ноцри.
Постановочная концепция помогает раскрыть философскую сущность произведения, вскрывая внутренний конфликт героев и их отношения с внешним миром. Центральным образом выступает Дон Кихот, интерпретированный Булгаковым не просто как романтик-фантазер, а как личность, отчаянно пытающаяся обрести свое место среди грубой повседневности. Уже с первых минут видно, как герой противостоит миру цинизма и несправедливости.
Жизнь без мечтаний теряет всякий смысл, становясь унылым однообразием. Наши мечты освещают дорогу впереди, расширяя горизонт и вдохновляя нас на действия вопреки обстоятельствам. Дорога часто бывает трудной, полной препятствий, но в этом проявляется подлинная ценность веры, позволяющей следовать своей мечте до конца, твёрдо держать слово, даже в тяжелейших испытаниях. Мечты придают цель и силу, помогая преодолеть любые трудности и неуверенность. Именно они становятся путеводителями, ведущими нас вперёд в моменты жизненных кризисов. Наконец, мечта придаёт существованию значимость, открывает доступ к бескрайнему океану возможностей и надежд.
Санчо Панса, оруженосца и верного товарища Дон Кихота, блестяще сыграл Дмитрий Нестеров. По сути, он становится учеником своего хозяина, постепенно проникаясь идеей путешествия и перерождаясь в ходе сюжета, демонстрирует готовность разделить стремления и идеи наставника. Такой испанский Левий Матвей.
Хочется похвалить всю труппу актёров. Каждый исполнил свою роль превосходно, играя легко и органично вливаясь в единый организм спектакля. Особенно запомнились Анастасия Савиных в роли Антонии, нежной племянницы Алонсо, актриса Ирина Григоренко, снова подтвердившая, что второстепенные персонажи могут стать столь яркими и запоминающимися, Александра Шилова, прекрасная Альдонса-Лоренсо-Дульсинея, Катя Ренард, смешливая Мариторнес, очаровательная и убедительная Людмила Меймухина в роли принцессы де Лариды, а также юные актрисы в ролях младших принцесс — ипостасей де Лариды — Софья Кожушко, Екатерина Коровицкая, Валерия Скулкова. Благодаря их игре спектакль обретает особый шарм, радуя глаз разнообразием ярких образов.

У Герцога
Священник Перес, сыгранный Сергеем Ковалёвым, совсем не вызывает доверия своим благочестием, скорее забавляет лукавой готовностью отправиться в путешествие, оставив сутану. Алексей Кривенко создал образ коварного цирюльника Николаса, виртуозно владеющего приёмами манипуляции людьми. Эльхан Алекперов исполнил роль остроумного хозяина гостиницы Паломека Левши, наделенного интригующим контрастом между хитростью и безграмотностью. Артем Иванов — обаятельный погонщик мулов, Валерий Золотухин блеснул в нескольких ролях, включая священнослужителя, беседующего с Алонсо о смысле бытия. Игорь Лысенко - герцог, своеобразный символ власти и притяжения, обладающий харизмой и остроумием. Кирилл и Никита Скулковы, Кирилл Кожушко, Дмитрий Глушко, Арсений Диденко исполнили все остальные роли в спектакле, подтвердив, что молодежь профессионально растёт на глазах.
Особняком стоит второе действие, начавшееся появлением Сансона Карраско (Максим Старков). Облачённый в костюм, похожий на костюм Дон Кихота, но новый и яркий, он символизирует внутреннее столкновение героя с собственным образом и своими иллюзиями. Подобно тени Дон Кихота, Сансон олицетворяет зловещие стороны общества, отрицающие свободу творчества и права мечтателя. Их схватка разворачивается как символ внутреннего конфликта между мечтой и действительностью, ставя героя перед выбором между прежними представлениями и суровыми реалиями жизни.
Мне кажется, Михаил Булгаков через судьбу Дон Кихота косвенно судит и собственную участь, сравнивая собственные творческие поиски с жизненными исканиями главного героя. Столкнувшись с разочарованием, одиночеством, преследованием, писатель видит в судьбе героя отражение собственной трагедии, переосмысливая тему жертвенности ради искусства и идеалов добра.
Дон Кихот мертв, и хотя режиссёр не может воскресить его, она оживляет всех: Михаила Булгакова, Мигеля де Сервантеса, Рыцаря Доброты и каждого зрителя, который хотя бы на мгновение осознал, что стоит верить и не предавать свои мечты. Смерть Дон Кихота символизирует не только конец его странствий, но и начало новых поисков, новых исканий в наших душах. Дорога мечты терниста, но она и благословенна. Я хотела написать статью о спектакле, а выплеснула всё то, что бурлит внутри. Обязательно приходите в новом, юбилейном сезоне в Новошахтинский драматический театр увидеть миры Дон Кихота. Если публика аплодирует таким спектаклям, значит она чувствует свою связь с этими вечными темами, проникаясь мужеством его мечтаний и понимая, что эти поиски живут в каждом из нас.
Постановка спектакля стала возможной благодаря поддержке программы партии «Единая Россия» «Культура малой родины», что свидетельствует о важности сохранения и развития культурного наследия, вдохновляющего артистов и зрителей.
Встретимся в театре — он любит и ждет нас!
Наталья Караваева, журналист
Фото Арины Волковой
Городская общественно-политическая газета "Знамя шахтёра" №53
18.07.2025 г
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|