 |
 |
«« Перейти в раздел "Пресса"
Новошахтинский драматический театр имени народного артиста СССР М. И. Бушнова этой осенью радует поклонников чередой ярких событий. Особое место среди них занимают бенефисы актёров. После успешного творческого вечера Николая Шарифулина театр представил новую премьеру — моноспектакль «Маленький принц» в исполнении Дмитрия Нестерова. Постановка, режиссёром которой выступила Оксана Второва, стала возможной благодаря гранту Союза театральных деятелей. Дмитрий Нестеров, получивший стипендию на создание творческой работы малой формы, представил уникальный спектакль, сумевший в одночасье покорить сердца театральной публики.
Моноспектакль «Маленький принц» — путь через внутреннюю вселенную

Есть книги-спутники, что идут с нами по жизни и с каждым прочтением открывают нам новые грани. «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — из их числа. С одной стороны, это простая сказка для детей о мальчике с астероида, его Розе и Лисе. Но с другой — целая философская вселенная, полная тонких притч о любви, дружбе, ответственности и утратах. Она говорит с ребёнком на языке чуда, а со взрослым — на языке утраченной искренности, заставляя вновь почувствовать себя тем, кто смотрел на шляпу и видел удава, проглотившего слона.
За строками этой истории стоит сам Антуан де Сент-Экзюпери — не только писатель, но и лётчик, романтик, смотревший на Землю с высоты и видевший её суть. Многие образы в сказке кажутся автобиографичными и оттого особенно пронзительны. Так, за трогательной историей капризной Розы и беззаветной любви к ней Маленького принца ясно видится история сложных и страстных отношений самого автора с его женой Консуэло. Их мучительный, но вечный союз оживает в этой притче, наполняя её живым, трепетным смыслом.
Дмитрий Нестеров — многогранный артист, чей талант простирается далеко за пределы театральной сцены. Обладая классическим музыкальным образованием, он не только блестяще исполняет роли в театре и кино, но и демонстрирует исключительные вокальные данные. Мастерство композитора и мультиинструменталиста открывает его новые грани в искусстве театрального представления. Уникальное умение актёра создавать музыкальные образы и придавать звукам особую выразительность стало основой для создания нового формата «Маленького принца» — музыкального моноспектакля. Для этого артиста-музыканта каждая роль — не просто текст, а целая симфония чувств, где музыка и драматургия сплетаются в неразрывное целое.
Идея родилась из глубокого понимания того, как музыкальные звуки могут обогатить характеры героев, придать им новые измерения. Именно способность создавать живые музыкальные портреты персонажей вдохновила артиста на постановку спектакля, где инструменты становятся голосами истории, а музыка — равноправным участником повествования.
Так появился удивительный спектакль, где Дмитрий Нестеров виртуозно играет на множестве музыкальных инструментов и мастерски перевоплощается в разных персонажей, оживляя их с помощью звуков и слов. Его талант позволяет каждому герою обрести свой неповторимый характер и музыкальную индивидуальность. В постановке режиссёра Оксаны Второвой моноспектакль «Маленький принц» превращается в живую, пульсирующую вселенную, где музыка и драматургия сливаются воедино. Звук становится не просто фоном, а полноправным партнёром актёра, помогающим раскрыть глубокие философские смыслы произведения. Дмитрий Нестеров ведёт зрителей через повествование с такой тонкостью, что кажется, будто сам автор наделил его этой формой выражения.

Через музыкальные образы раскрываются главные темы произведения. Каждый инструмент в его руках становится отдельным персонажем, воплощая определённый аспект реальности. Барабанная установка олицетворяет самолёт рассказчика, его жизнь, балансирующую между небом и землёй. Нежный глюкофон, с его округлым звучанием, становится голосом Маленького принца, отражая его чистую детскую душу. Пронзительная калимба воплощает звёздный свет, а гитара, с её тёплым доверительным тембром, превращается в Лиса, раскрывающего главную тайну бытия. Таким образом, спектакль становится не просто театральным представлением, а настоящим путешествием в мир, где музыка и слово, герои и инструменты создают единое художественное полотно, где музыка завершает мысль, начатую словами.
В этом оркестре есть место не только свету. Джембе, с его тяжёлым, назидательным ритмом, обретает тембр «голоса взрослых» — того самого, что не видит в шляпе ничего, кроме шляпы. Рядом с ним звучит рейнстик (посох дождя, шум дождя) — его переливчатый шелест олицетворяет Змею, воплощая тихое шипение и льстивое гипнотическое нашептывание, что таится на ночной стороне планеты.
Именно в этой камерной форме раскрывается главная мысль Экзюпери о том, что «зорко одно лишь сердце». Дмитрий Нестеров играет так, будто на сцене не один человек, а целая труппа. Он мгновенно переключается между образами, интонациями, инструментами. Его игра — редкий пример того, как тело, голос и музыка существуют в едином импульсе. Он не иллюстрирует текст — он его проживает, пропускает через дыхание, через кончики пальцев, через звуки инструментов. И в эти моменты зритель понимает: моно-спектакль — вовсе не ограничение. Это приглашение к сосредоточенности, к настоящему слушанию, которое, как известно, возможно только сердцем. Именно сердцем мы улавливаем те интонации истины, которые один актёр, заменяющий всех, доносит до нас с пронзительной ясностью.
Визуальный ряд, созданный видеохудожником Виталием Маркиным, становится тихим, но мощным соавтором вселенной Экзюпери. Особую магию таит в себе образ барашка — тот самый, которого так желал заполучить Маленький принц. Художник нашел для него удивительно деликатную и точную метафору, которая приводит в восторг самых юных зрителей, делая сложную философскую притчу осязаемой и тёплой. Глядя на этот трогательный образ, каждый взрослый вспоминает, как в детстве мечтал о таком же. И вот здесь, наблюдая за реакцией детей в зале — их искренним восторгом и открытостью, с особой, почти физической болью осознаёшь всю глубину истории о зёрнышках баобабов. Ведь эти семена, которые Маленький принц так усердно пропалывал, - это уже не абстракция. В сегодняшнем контексте они обретают зловещие очертания прорастающих остатков нацизма, ксенофобии, нетерпимости. И понимаешь: мы должны выпалывать их ежедневно, чтобы не дать им разорвать на части ту самую хрупкую планету — дом, который мы обещали беречь для этих детей. Именно этот тревожный подтекст, проходящий красной нитью через весь спектакль, делает историю вневременной и остросовременной.
Финальные аплодисменты в зале были бурными, долгими, идущими от самого сердца. Мы все знаем: «самого главного глазами не увидишь». Поэтому и смотрели сердцем. Оттого и отклик такой щемящий и искренний. Своё прочтение вечной истории представили режиссер Оксана Второва и актёр Дмитрий Нестеров, но каждый зритель добавил к нему капельку собственного опыта. И вот уже каждый уносит из зала свою личную философию жизни, вспомнив о доброте, любви и неизбежности потерь. Говорят, Дмитрий Нестеров мечтает написать настоящую симфонию «Маленький принц». И хочется верить, что эта мечта осуществится, подарив миру еще одно воплощение вечной истории.
Мысли о потере приобретают особую глубину, если вспомнить судьбу самого Антуана де Сент-Экзюпери. Писатель-летчик, проповедовавший человечность, погиб в небе над Средиземным морем, место его последнего пристанища осталось неизвестным. И теперь, глядя в ночное небо, можно представить, что где‑то там, среди миллиардов звезд, есть еще одна маленькая планета — та, с которой на нас смотрит сам Антуан де Сент-Экзюпери. Но, чтобы подняться к ней, человеческое тело слишком тяжело. И так хотелось после спектакля сказать Экзюпери: «Маленький мальчик с золотыми волосами вернулся». Вернулся, чтобы вновь напомнить о самом важном.
Наталья Караваева, журналист
Городская общественно-политическая газета "Знамя шахтёра" №90
26.11.2025
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|