 |
 |
«« Перейти в раздел "Пресса"
Слово «инклюзия» звучит повсюду, рискуя стать просто модным термином. Но для 456 тысяч человек в России, незрячих и слабовидящих, это никакая не абстракция. Инклюзия становится для этих людей тифлошрифтом на банкнотах, голосовым сопровождением в смартфоне, тактильной плиткой под ногами, готовностью прохожего помочь, а не испуганно отшатнуться. Это право сотен тысяч людей не жить в изоляции, а учиться, работать, творить.
Инклюзия. Вход разрешён

«Особый взгляд»
Еще несколько лет назад слово «инклюзия» для меня оставалось абстрактным понятием. Сегодня я не только понимаю его значение - я вижу его воплощение. Моё журналистское видение изменила реальная практика Новошахтинского драматического театра имени народного артиста СССР М.И. Бушнова и масштабная программа «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Погружаясь в работу программы, я перестала видеть просто список проектов. Я увидела чёткую систему, ломающую барьеры.
Абилитация вместо изоляции. Это практические курсы, где незрячие люди учатся уверенно ходить по городу с тростью, готовить еду, осваивать компьютер. Это шаг от зависимости к уверенной самостоятельности.
Культура, которая говорит на всех языках. Адаптация культурной среды через тифлокомментирование и тактильные модели - это не услуга для инвалидов. Это перевод великих произведений искусства на язык, доступный сердцу и пальцам. Это возможность «увидеть» спектакль или памятник архитектуры.
Системные изменения. Работа над законами - это попытка изменить правила игры для всей страны, чтобы доступность перестала зависеть от воли отдельных людей.
Творчество как голос. Литературные конкурсы и фестивали социального театра - это мощный ответ на стереотип о пассивности. Это площадка, где люди с нарушением зрения не объекты помощи, а субъекты творчества, авторы и актеры.
И именно здесь фокус моего внимания сошелся с работой Новошахтинского драматического театра. Это сотрудничество - не формальный соцпроект, а живой симбиоз. Театр, чья миссия - лечить душу, обрёл новый, потрясающий инструмент - тифлокомментарий.
«Любовь, что движет солнце и светила»
Показ «Фауста» в постановке Михаила Сопова в Новошахтинске, как всегда, прошёл с аншлагом. Этот спектакль стал визитной карточкой театра, неизменно собирая полные залы. Но в тот вечер в зале царила особая атмосфера — спектакль шёл с тифлокомментированием. Тифлокомментатор Татьяна Засецкая волновалась больше обычного. И причина была особенной: в театр специально ехала группа зрителей из Ростова-на-Дону. Это тот редкий случай, когда гости из областной столицы отправляются в небольшой город, чтобы стать частью культурного события. Новошахтинский театр остаётся пока единственным на Дону, где такие показы - не разовая акция, а системная практика.
И вот они в театре - 18 человек. Возможность этой поездки - также часть работы программы «Особый взгляд», грант которой покрывает и организацию трансфера. Но на этот раз в фойе театра царило необычное оживление. Среди гостей были… лохматые спутники: два удивительных лабрадора-поводыря, Шерлок и Марго. На входе в театр неспроста висит табличка: «Вход с собаками-поводырями разрешён». Многолетняя инклюзивная работа театра воспитала и зрителей. Здесь уже не пялятся на незрячих гостей, но такая красивая и редкая «пара», человек и его идеально выдрессированный помощник, не могла не вызвать тихого, теплого интереса. Поражала их абсолютная, сосредоточенная воспитанность. И во время действия «Фауста» Шерлок и Марго лежали у ног своих хозяев так тихо, словно и они вслушивались в бессмертные строки о Любви, что, по слову Данте, «движет солнце и светила».
В тот вечер классическая трагедия звучала по-новому. Она стала историей не только о вечном споре духа и плоти, но и зримым доказательством того, что высокое искусство, будучи по-настоящему открытым, способно творить настоящее волшебство - делать незримое зримым, а доступное избранным - достоянием каждого.
Екатерина и Шерлок
В антракте я познакомилась с Екатериной Кудриной - студенткой ДГТУ, которая приехала на спектакль со своим верным спутником лабрадором Шерлоком. Они соседи в комнате институтского общежития, верные друзья, а сегодня вместе наслаждаются миром театра.
- Это не первый мой опыт просмотра спектакля с тифлокомментированием, но здесь особая атмосфера, - делится Катя. - Спектакль получился очень современным, живым. И сама история Фауста прозвучала неожиданно актуально. Я удивлена тем, как органично классика Гёте соединилась с современными технологиями.
На вопрос о её театральной мечте Катя отвечает без раздумий:
- «Пер Гюнт» Ибсена! Я готова отправиться в любой город, в любой театр - только бы была возможность «увидеть» его с помощью тифлокомментария. Это та пьеса, которую я очень хочу прочувствовать по-настоящему.
Екатерина выбрала путь самостоятельности. Живёт в общежитии института, ходит на лекции, готовит, убирает, учит предметы, путешествует и познаёт мир с открытым сердцем. В этом ей помогает, конечно, Шерлок. Можно только восхититься самостоятельностью этой девушки.
Александр и Марго
Этот диалог стал для меня особенно волнительным. Александр приехал на такси из Амвросиевки - города, находящегося в Донецкой Народной Республики. Для нашего театра такая встреча - исполнение давней, почти недосягаемой мечты: поделиться искусством с незрячими и слабовидящими зрителями новых регионов.
Наша область, как соседняя, активно помогает Донбассу и дружит с ним. Для новошахтинцев это имеет особый смысл: город исторически стоит на Донецком угольном кряже и всегда чувствовал себя частью угольного сердца России. Ещё с 2014 года поддерживали творческие связи – в город приезжали актёры и режиссёры из Донбасса, и театр всегда был рад помочь. Но главной, сокровенной надеждой было привезти в зал Новошахтинского драматического театра именно таких зрителей на спектакль с тифлокомментированием. И вот Александр стал первым долгожданным гостем. Его визит вселяет уверенность, что таких встреч будет больше. Ведь интеграция происходит не только в экономике или политике, но и в культуре, и в общем, доступном для всех пространстве человечности.
- Александр, расскажите о Вашей спутнице. Кто для Вас Марго?
- Марго - это больше чем собака. Вот уже шесть лет она - мой взгляд, моя тихая опора и часть моей души. Я ей безраздельно доверяю, между нами возникло удивительное слияние. Она понимает меня без слов, на каком-то глубинном, почти сердечном уровне. Бывает, на маршруте налево - магазин, направо - дом. Я думаю о доме, не говоря ни слова, и она мягко направляет меня направо. Это чудо - такая беззвучная беседа двух близких существ!
- А как Вам сегодняшний спектакль, встреча с театром?
- Это невероятно! Для меня это первый поход в театр за восемь лет. И потому - настоящий праздник души. А тифлокомментирование превратило этот праздник в волшебство. Впервые за долгие годы я чувствовал, что смотрю спектакль вместе со всеми, наравне, будто мне вернули забытое чувство. Мурашки бежали по коже от этого ощущения полноты. Сам спектакль изумительный - в нём классика ожила, зазвучав на удивление современно и пронзительно. Это огромный подарок.
Инклюзия – это история про нас
Представьте, что каждый ваш день начинается с барьера. Не метафорического, а самого что ни на есть физического: ступенька, бордюр, незнакомый перекрёсток. Могу ли я прийти в театр, не чувствуя себя обузой? Услышу ли я не только диалоги, но и всю поэзию мизансцены? Смогу ли я разделить восторг от спектакля с другом, сидящим рядом, а не просто вы-слушать потом его пересказ? Для незрячего человека эти вопросы звучат особенно остро.
Инклюзия - это и есть ответ. Это когда слово «включение» обретает плоть, кровь, звук и тактильные ощущения. Это - наушник с тифлокомментарием, превращающий визуальный мир сцены в яркий внутренний образ. Это - табличка, продублированная шрифтом Брайля, и собака-поводырь, которой рады в фойе. Это - готовность всего зала на секунду замереть, чтобы услышать подсказку зрителю, идущему к своему месту. Но истинная инклюзия начинается там, где заканчиваются даже самые малые бытовые преграды. Сегодня главная сокровенная мечта работников театра - это не только аншлаги, но и тихий ремонт, который сотрёт последние невидимые стены. Мечта о специальных креслах для зрителей на инвалидных колясках. Мечта о, наконец, удобных и современных доступных туалетах для особых гостей. Они верят, что, когда это случится, слово «инклюзия» окончательно растворится в самом важном - в сиянии радостных и благодарных лиц. Лиц людей, которые пришли в театр не как «особые гости», а как полноправные хозяева вечера.
Инклюзия - это не история про них. Это история про нас. Про то, как, расширяя границы доступности для одного, мы делаем добрее, человечнее и богаче мир для всех. И это должно быть важно для каждого из нас.
Наталья Караваева, журналист
Городская общественно-политическая газета "Знамя шахтёра" №95
12.12.2025
Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
|
|