Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Хочу в Грузию!... 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Светлана ЯНШИНА
«Знамя шахтера» 14 марта 2007 года

 

Внутреннее недовольство собой, устройством жизни, несовпадением наших ожиданий, человеческих отношений и так далее свойственно большинству из нас, нам очень не хватает внутренней гармонии. Как герою пьесы Гришковца “Одновременно”. И нам всем хочется, чтобы нас любили, принимали со всеми нашими комплексами, недостатками, радовались нашему существованию. Вот эту основную щемящую ноту, прошедшую через весь моноспектакль, поставленный режиссером Светланой Соповой на сцене нашего Новошахтинского муниципального драматического театра, остро почувствовали зрители, пришедшие на премьеру “Одновременно”. И это чувствовалось по затаившему дыханию залу, и по овации, которую устроили зрители актеру Михаилу Сопову, и по тому, как охотно практически все они остались на пресс-конференцию и делились своими впечатлениями о спектакле. Моноспектакль, это особый жанр, который по плечу мастерам сцены, хорошо владеющим актерской техникой, ведь держать внимание зала более часа - задача очень непростая. Для нашего театра это был эксперимент, который однозначно успешным назвать нельзя. У представителей прессы и театральной критики, прибывшей на премьеру, было много справедливых замечаний и в адрес режиссера С.Н. Соповой, и актеру М. Сопову. И после премьеры шли горячие споры. Было отмечено, что не выдержан жанр моноспектакля, в нем много театрализации сцен, без которой вполне можно было обойтись, что в спектакле практически нет присущих Евгению Гришковцу, как сценаристу, режиссеру и актеру, ироничности и юмора. Другая часть критиков подчеркивала, что молодой актер Михаил Сопов, это, во-первых, по психофизике далеко не Гришковец, у него другая энергетика и другая харизма. Во-вторых, это человек другого поколения, к тому же играет он спектакль по самой первой редакции пьесы Е. Гришковца “Одновременно”, когда она еще имела жанр монодрамы. Кстати, те зрители, которые видели более поздние спектакли Е.Гришковца, вызывающие у зала, то взрывы смеха, то улыбку, обнаружили несоответствие текста и жанра в спектакле, поставленном на нашей сцене. И все же. Дело критиков анализировать недостатки и достоинства спектакля, что, несомненно, необходимо нашему переживающему становление театру. Да и критика эта мягкая и дружеская, поскольку понятно, что та высокая планка, которую Новошахтинский театр ставит и пытается взять, говорит о потенциале, который пока предстоит раскрыть, а как это сделать – критика и подсказывает.

 

Но с другой стороны те споры, которые шли после спектакля, говорят о том, что и мерки к театру стали выше. Но вернемся к зрителям. Тех, кому Гришковец актер – импровизатор не известен, потряс Гришковец сценарист. Потому что он заставил нас задуматься над вопросами и ощущениями, которые задавал и испытывал каждый из нас. А ведь, действительно, почему многие из нас любят, как поют грузины, их пение рождает в душе что-то нежно щемящее и нам хочется в Грузию? “А потому что хочется, чтобы именно мне радовались, меня любили и для меня пели песни - отвечает на этот вопрос Е.Гришковец. И зрителям понятен этот молодой человек в образе Михаила Сопова, из которого “постоянно “торчит”, то “хочу в Грузию”, то недовольство собственным физическим несовершенством, то устройством жизни или порядка вещей. И только в редкие минуты наступает внутреннее равновесие и ничего не “торчит”, а хотелось бы, чтобы так было всегда и в жизни все получалось, как хочется. И для юного Михаила Сопова его открытия жизни новы и серьезны, и он не может относиться к ним с иронией или юмором, потому что за плечами нет жизненного опыта и груза прожитых лет, когда на эти открытия смотришь с мудрой улыбкой, как бы со стороны. И этому Адаму, еще не сорвавшему яблока в своем Эдеме, придется мириться и со своим несовершенством, и с несовершенством мира и учиться жить со всем этим. И именно поэтому не нужно актеру копировать самого Евгения Гришковца, а необходимо находить свои ноты и интонации. Есть в этом поиске уже удачные интонации, которые взяли за душу зрителей, независимо от возраста: юных, средних лет, поживших немало. Были в игре актера еще явные провалы из-за того, что пока не найдено сценическое решение, не пропущен смысл текста через сердце. Это сцены воплощения мечты о славе Элвиса Пресли, казни, мечты о прекрасной женщине, готовой дать герою необыкновенную награду за самопожертвование. Но в целом этот молодой актер добился поставленной задачи. Он смог выдать залу, все, что его беспокоило, как мог, порой сбивчиво и бестолково, но искренне. И зал его не просто выслушал, а пережил давние или новые ощущения, каждый нашел в монологе что-то свое, что его зацепило. Он хотел продолжить разговор о том, что увидено на сцене. А это значит, что режиссер С.Н.Сопова смогла нащупать главный нерв спектакля. И ее Адама, который жаждет любви, заботы, внимания к себе, к такому несовершенному, но уникальному, как и каждый человек, приняли, поняли, поддержали. Конечно же, это заслуга сценариста, писателя Е.Гришковца, но и заслуги режиссера С.Н.Соповой, актера М. Сопова и автора сценографического решения спектакля Ю.В.Сопова не отметить нельзя. И то, что режиссер дала сценарию именно такое решение – ее право на творческий подход. Ей не нужен был Гришковец чистой воды, важно было донести до нас боль его души, тщательно скрываемую за иронией. А это наша общая боль, которую каждый из нас ощущает по-своему. Мне запомнились слова одного из зрителей, уже немолодого человека, который шел на спектакль скептически настроенный, просто из любопытства. Закрылся занавес, и он почувствовал, что будет вынужден переваривать увиденное и услышанное на сцене, оно засело внутри и требовало раздумий, анализа, своих личных выводов. А это означает, что свою задачу режиссёр Светлана Сопова выполнила. И премьеру можно считать успешной.


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.