Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Её вишневый крест 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Светлана Николаевна Сопова

Новошахтинский муниципальный драматический театр существует назло скептикам и обстоятельствам уже восемь лет. Сюда в трудные времена отдавали в качестве помощи «одежду сцены» и осветительную аппаратуру Большой театр и Ленком. Сюда в последние годы приезжают делать постановки (и какие!) режиссеры из разных городов страны. На спектаклях новошахтинцев гораздо чаще, чем в некоторых ростовских театрах, появляются журналисты областных СМИ и сотрудники Ростовского отделения СТД РФ. А всему «виной» она – Светлана Николаевна Сопова, создатель этого храма Мельпомены в небольшом шахтерском городе и его художественный руководитель.

- А с чего же для вас, уважаемая Светлана Николаевна, начался театр?

- В первом классе так и написала: «Хочу быть актрисой!» Но не думала, что на своем пути встречу замечательного человека и режиссера Александра Григорьевича Сутягина. Это случилось в ДК шахты имени Ленина, где с 1959 года существовал народный театр. Когда я туда пришла, то обнаружила такой контраст со школой, где классный руководитель, открывая дверь и швыряя на стол журнал, кричал: «Сволочи!» А тут ко мне (в пятнадцать лет!) обращаются: «Светлана Николаевна!».

 

- Знаю, что после окончания школы вы учились режиссуре, где только возможно – и в Краснодарском тогда еще институте культуры, и в Москве – в Высшей школе сценического мастерства. И такое ощущение, что все встречающиеся на вашем пути, шли вам навстречу! Но – почему?!…

- Еще раз поняла: зла в жизни не так много - оно просто больше на виду, а добро - всегда рядом, и, когда необходимо, протянет тебе руку. Когда отдаешь людям душу, они хорошо это чувствуют. Потому – идет отклик. Я всегда мечтала создать идеальный театр. Нет, не театр единомышленников: люди не могут мыслить одинаково. Просто мечта должна быть на всех одна – дарить людям радость.

 

В небольших городах культурная жизнь всегда была непростой. Да и в сельских районах никто не избалован зрелищами. Поэтому к тому, чем я занимаюсь, я отношусь очень серьезно. Да и можно ли было даже думать о своем деле по-другому, когда существовал Николай Николаевич Задорожный?! То, что он, ученик Марии Осиповны Кнебель, делал в своих- студии и театральной школе в Волгодонске!…. Когда я увидела его работы в 1994 году, пришла к своим актерам и сказала: «Театр - это Служение. Делать скидки на то, что мы – самодеятельность, нельзя. Или – серьезная работа, или…» Меня поняли.

Театру «Пласт» «сосватали» наш спектакль «Собор Парижской богоматери» в 1995 году. То есть получилось так, что как бы и навязали. Приехали мы, тогда еще народный театр, играть в город Шахты в День Шахтера. А тогда не выплачивалась зарплата, шли голодовки в знак протеста, и нам говорили: «Какие гастроли?! Да к вам никто не придет!» А зал был полон, и зрители так хорошо нас принимали! История Эсмеральды, такая трогательная, вот что, оказывается, в тот момент было нужно этим людям.

Когда ДК, где мы работали, занял техникум, в знак протеста я ушла, потому что театр без дома существовать не может. Думала, что просто умру. Потом – встреча с мэром, случайно, на остановке. Он: «Чтобы осуществить твою идею ЖИВОГО театра, нужны деньги, а их – нет…»

 

- И тогда вы попросили у него кинотеатр «Шахтер». Мне «посчастливилось» его увидеть именно в тот год – по шестой ряд амфитеатра там стояла вода. На котельную упала крыша, и там тоже воды было - по колено. Не было в наличии никакой технической документации. А помогать театру в Новошахтинске – шахтерском городе - было некому: из 11 шахт к тому времени закрылись семь. И все-таки вам помогали кто чем мог: и металлом, и рабочей силой, и лесом.

- В фойе «Шахтера» (там можно было поставить всего 100 стульев) мы играли для детей по три спектакля в день – пока помещение (с утра работали обогреватели) сохраняло тепло. Через полгода пришла к мэру, чтобы сказать: «Не справилась…» А он: «Вы сделали более чем возможно!». В то время так часто опускались руки, но помните, как в «Чайке» у Чехова: «Главное – это умение терпеть. Умей нести свой крест – и веруй! Я верую – и мне жить не страшно».Когда вспоминала эти слова, думала: «А что я-то рыдаю? Есть крыша над головой, есть люди, которые мне верят и приходят сюда». И работала дальше.

Спектакль получится, если есть мысль – ради чего его ставишь. Это «ради чего», и есть русская школа, русский театр. Нашел мысль и пытаешься воплотить ее со своими актерами. Извечный конфликт уровня драматургии, которую выбираешь, и возможностей исполнителей. Но он-то и дает возможность им расти - как актерам. Мне никогда никто не диктовал – какую пьесу ставить. И сейчас не диктует. Всегда хочется выбрать и поставить такую пьесу, чтобы люди, побывав в театре, почувствовали себя ЛЮДЬМИ. Чтобы, посмотрев спектакль, они поняли, как нужны друг другу.

 

- Вы и областной праздник в Международный День театра не побоялись пригласить к себе в гости. Новошахтинск никогда еще не видел такого количества народных и заслуженных артистов! Но это же все требует безумной отдачи. А как же семья?

- Когда я стала режиссером театра, Мише (сын Светланы Николаевны – прим. В.В.) не было еще и года. Его так и называли – сыном Дворца. Тогда театр еще в ДК шахты имени Ленина находился. На афишах Миша и спал, когда шли репетиции. На праздновании 30-летия народного театра Олечке (дочке – прим. В.В) исполнилось всего 8,5 месяцев, а ему – четыре с половиной года, так он остался с ней один на один на целых полтора часа, и ничего – справился. А с шести лет Миша уже играл в спектакле «Город без любви». Там Юра (муж и художник – прим. В.В.) впервые делал и декорации, и костюмы. Потому и решение спектакля получилось цельным. Сценография должна быть мобильной. У нас другого выхода нет: все перестановки выполняют сами актеры. Он не только все замечательно придумывает, но и воплощает свои фантазии в действительность до мелочей. Это счастье, когда режиссер и художник нашли друг друга. В семье мы никогда не спорим, а в театре – иногда просто до хрипоты. Но споры-то творческие!

 

Приезжающие в Новошахтинск режиссеры едут помочь театру. В этом Светлана Николаевна уверена, но не совсем права. Подобное растворяется в подобном. Поставивший в сентябре 2004-го забавный детский спектакль «Что такое этикет?» московский режиссер Валерий Шевченко признался: «Мне так и сказали, что здесь я встречу такого же «подвинутого на театре» человека, как и я». Казачий род Древалёвых – из Ильичёвки, что под Новошахтинском. Но не только в родные места потянуло московского режиссера и композитора Игоря Древалёва. Приехал он, побывал у Светы в театре и согласился подарить этому городу четыре месяца своей жизни. И не просто подарить, а провести в театре все это время в буквальном смысле слова, и днем, и ночью обучая творческую группу работать со светом и звуком. О его спектакле «Очарованный странник» по повести Лескова до сих пор вспоминают те, кому посчастливилось его видеть. Похоже, эта постановка – давнишняя мечта Игоря. Осуществить ее довелось здесь, в Новошахтинске, а не в столице. Приезжал в театр поставить спектакль и режиссер из…Владивостока. Где Света находит средства на постановки в городе, на спонсоров не очень богатом, известно только ей. Но попробуй ей откажи?!…


Но самое интересное – она никогда ничего не просит для себя. И не ждет, что сильные мира сего, по Булгакову, сами ее найдут и сами все предложат. А ведь предложили, правда, опять не для нее лично, а для ее любимого «ребенка»: в 2005 году на реконструкцию сцены и ремонт зрительного зала из областного бюджета муниципальному драматическому театру Новошахтинска выделено 5,6 миллиона рублей.



 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.