Жанр – Комедия
:: Продолжительность – 2 часа 30 минут
:: Актов/Действий – два
Известный и любимый новошахтинцами режиссер Игорь Черкашин поставил спектакль – «За двумя зайцами» Михаила Старицкого.
Пьеса известная – и по многим постановкам в российских театрах, и по знаменитому фильму с блистательным Олегом Борисовым в главной роли.
История посрамления охотника за богатым приданым, написанная в позапрошлом (!) веке, до сей поры привлекает театры и собирает полные залы. Что же в этой, вроде бы немудреной, комедии так цепляет зрительские души?
Видимо, каждый режиссер, который берется за старую-престарую пьесу, находит в ней параллели с сегодняшним днем. Надо полагать, что и Игорь Черкашин не просто так взялся за нее, и зрителей наверняка ждут сюрпризы. А уж актерам одно удовольствие разыгрывать напряженный – совсем не такой легкий, как кажется – сюжет!
Напомним зрителям, что перевел пьесу с украинского на русский язык наш великий комедиограф Александр Николаевич Островский, то есть один талант помножен на другой, в чем вы сможете убедиться.
Комедия – жанр несерьезный. Но когда смотришь «За двумя зайцами» в постановке Новошахтинского драматического театра, возникает совсем другое ощущение. Да, смешно, смешно много и по делу. Но финал… Хотя нужно, наверно, не с конца начинать.
Итак, в Новошахтинском театре состоялась премьера спектакля Игоря Черкашина «За двумя зайцами» по пьесе М. Ставицкого. Фильм «За двумя зайцами» был хорош, но сегодня эта пьеса. Решена она очень интересно: немногочисленность декораций с лихвой компенсируются их яркостью и необычайной, как мне показалось, продуманностью каждой детали, связывающей актеров с предметами, а предметы с персонажем. Актер существует в мизансцене до такой степени реалистично, что казалось, простите, и в самом деле Секлита Пилиповна (Оксана Второва) тщательно мерит количество налитого в стопочку самогона, а потом со смешанным чувством благородства и прижимистости наблюдает за поглощением содержимого Свиридом Петровичем. Тут много юмора и житейского опыта, тут много полутонов чувств и экспрессии. Именно яркость характеров определяет успех спектакля – каждый персонаж колоритный до необычайности: Явдокия Пилиповна (Олеся Черкашина) со своим «Ой, не надо», нарочито скромная Галя (Мария Третьякова), Химка (Наталья Мерц), напоминающая по образу Пеппи Длинныйчулок и отыгравшая с таким попаданием в роль, что аж диву даешься. Самое интересное, что все без исключения герои хороши. До чего элегантен, к примеру, Свирид Петрович в своем мошенничестве. Изящность манер и хороший костюмчик, конечно, важны, но не настолько, чтоб затмить тонкую игровую манеру Юрия Сопова (в этом случае – актера). А уж про Проню (Олеся Агрызкова) и говорить нечего. В каждой сцене, шутливо-балаганной или же, наоборот, трагической, чувствовалась мощнейшая психологическая наполненность. Странно, но именно элемент драмы в этой комедии стал по-настоящему ошеломляющим. Кто бы мог подумать, что та самая простушка Проня, которая гонится за модой, в финале предстанет воплощением всепрощающей доброты, доброты библейской? «Как можно так поступать?», – кажется, задает она немой вопрос Свириду Петровичу. Его остается только пожалеть, что она и делает, меняя пощечину на последнюю ласку.
Есть такой жанр – высокая комедия. Наверно, это она…
/ Ирина /