Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: «Вишнёвый сад» Родницкого 

«« Перейти в раздел "Пресса"

 

И Чехов продолжает жить


После премьеры в Новошахтинском драматическом театре обновленной постановки «Вишнёвого сада» всё время мысленно возвращаюсь к произведению, спектаклю и Чехову. Провожу параллели, сравниваю играющие составы, нахожу новые аллегории. Задуманная автором как комедия пьеса «Вишнёвый сад» каждый раз предстаёт пред зрителем по-новому - то трагикомедией, то волнующей сердце драмой, то комедией, перерастающей в фарс. Когда я посмотрела пьесу, первым моим желанием было поехать в Таганрог. Именно там, на родине писателя, стоит прототип дома Раневской - его отчий дом, проданный за долги. Дорогое и в то же время ненавистное место для Антона Павловича. И мне остро захотелось почувствовать энергетику памятных мест, потрогать стены дома Чехова, заглянуть в лавку, пройти по улицам, ведущим к гимназии, где учился писатель. «Поеду, когда зацветёт вишня», - решила я и, закрыв глаза, представила картину цветущего Таганрога. Красота!


Лопахин (Александр Трикоз), Гаев (Александр Скулков), Раневская (Марина Кожушко)©Эльхан Алекперов

Лопахин (Александр Трикоз), Гаев (Александр Скулков), Раневская (Марина Кожушко)©Эльхан Алекперов  

 

«Вишнёвый сад» Родницкого


«Вишнёвый сад» так глубоко проникает в зрителя, что каждый видит в нём своё отражение жизни. Сотканный из тонких нитей обычных судеб, но в то же время пронизанный универсальными идеями и эмоциями, актуальными и сегодня, спектакль близок каждому из нас. Кому-то грезится за садом обновляющаяся Россия, кому-то - смена времен или поколений. Кто-то видит в пьесе собственную трагедию и роняет слёзы при звуке первых ударов топора. В спектакле зритель находит свою символику, всё зависит от внутреннего настроя, глубины восприятия и многих других факторов.

Но какой же сад у режиссёра Родницкого? «Наш спектакль - это по-пытка рассказать известный всем со школьной скамьи сюжет, открыв в нем те мотивы, которые волнуют нас сегодня. «Вишневый сад» для нас - прежде всего семейная история, наполненная трагедиями и нелепицами, любовью и банальностями, смешным и страшным... Мы постарались разглядеть за набившими оскомину социальными перипетиями людей с их простыми и понятными каждому устремлениями к счастью и любви», - говорит Роман Григорьевич.

 И действительно, сам сад в пьесе эфимерен, а люди реальны. Сад свисает над сценой призрачными ветками цветущих голографических вишен и лишь временами мимолётно приносит в зал благоухание белых цветов: «Сейчас утренник, мороз в три градуса, а вишня вся в цвету». Дом запущен, не крашен, паутина и забвение в имении хозяев. Упадок во всём.

Образы героев навевают атмосферу двадцатых годов прошлого столетия, это и яркий макияж, и стилистика сценических костюмов. Они появляются на сцене под мелодичное танго «Магнолия» незабвенного Александра Вертинского. Временами создаётся ощущение, что показывают старое чёрно-белое кино. Классическая эстетика, но в другой временной парадигме.

Чехов перевёл драматургию во внутренний конфликт персонажей. Потому режиссерский акцент на героях спектакля особенно заметен. Раневская Родницкого (Марина Кожушко) не порочна, не ветрена, она растеряна, ранима, несчастна, временами трагична. Любовь Андреевна не лишена прежней привлекательности и притягательности. Флёр любви так и летает вокруг неё. Замирает сердце при встрече с Раневской у прагматичного Лопахина (Александр Трикоз), он ждёт её нервно, волнительно: «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал - ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу... Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет...». Петя (Александр Богдан), вечный студент, тоже ждёт появления хозяйки. Он заводит роман с Аней, чтобы быть ближе к той, кто уже давно царствует в его сердце. И лишь позже заметив, что ранее уже увидел господин Гаев (Александр Скулков): Анна (Анастасия Хаустова) похожа на свою мать - «весна Раневской», проникается чувствами к Анне. Раневская - женщина без намёков на эмансипацию, она привыкла жить не думая - легко, с наслаждением, полностью окунаясь в озеро любви, без остатков: любила мужа вопреки недовольству семьи, любит и его - губителя и расточителя, предателя и подлеца. Но разве любовь выбирает? Она оглушает и захватывает всецело. В любви Раневская искренна и честна.

 

В спектакле Родницкого существует несколько временных параллелей: прошлое, с которым не хотят прощаться Раневская и Гаев; будущее, куда с надеждой смотрят Петя и Аня; настоящее, в котором строит свою жизнь прагматичный реалист Лопахин; и вечность, олицетворённая в двух персонажах - лакее Фирсе (Сергей Недилько) и Грише (Софья Кожушко). Режиссёрское решение ввести в состав новое действующее лицо - утонувшего сына Любови Андреевны Гришу - удачно. Нахождение на сцене фантома мальчика усиливает трагичность произошедших событий и оголяет всё еще живую боль матери, потерявшей дитя. 

 

"Вишнёвый сад" после спектакля ©Эльхан Алекперов

"Вишнёвый сад" после спектакля ©Эльхан Алекперов

 

Актёры позволяют зрителю почувствовать внутреннюю борьбу и эмоциональную глубину своих персонажей. Их убедительная игра передаёт истинность и искренность каждого момента на сцене. Так, Борис Борисович Симеонов-Пищик (Игорь Лысенко) прекрасно вырисован режиссёром. Находящийся в движении, пусть нерациональном и хаотичном, он вносит в спектакль такое необходимое оживление. Его слышно, видно, иногда он вездесущ. «Голодная собака верует только в мясо», так и Борис Борисович рыщет в поисках денег.

Сад и дом уйдут за долги. Вишнёвый сад вырубят, а обитатели дома разъедутся в разные стороны. Но жизнь продолжит идти своим чередом. У всех есть будущее, нет его лишь у сада и Фирса. И оттого финал столь печален. На пороге дома появляется оставленный, брошенный больной старик, держа Гришу за руку. Он уже почти там, за чертой неизведанного, видит запретное глазу живого человека: «Жизнь-то прошла, словно и не жил...». Медленно угасая, уходит в небытие. Обрывается что-то важное, существенное не только в жизни этого старика, но и в жизни каждого сидящего в зрительном зале. Слышны удары топора. Сад погибает. Занавес.

Сценическая постановка великолепна в своем минимализме и в то же время заряжена энергией и символичностью образов. Режиссер сделал акцент на персонажах, их внутреннем переживании. Недаром Чехов - основатель русского психологического театра. Каждое движение и звук включены в общий художественный контекст, раскрывающий глубину и суть режиссёрского замысла.

Режиссёр Родницкий обращается к зрителю с прекрасно сбалансированным сочетанием классической эстетики и современных творческих находок. У человека нет возможности замедлить бег времени или возвратиться назад, а единственным способом сохранить своё место в этом мире становится приспособление к изменениям. Или забвение? Или смерть? Что выбрать? «Вишневый сад» становится своеобразной метафорой не только для жизни персонажей, но и для самой сущности человеческого бытия. Роман Григорьевич показывает нам всю сложность и противоречивость человеческой природы, проливает свет на вечные вопросы, волнующие человечество.

 

2004-й был годом Антона Павловича Чехова. По России высадили тогда вишнёвые сады. Вишнёвый сад с тех пор цветёт и рядом с Новошахтинским драматическим театром. Двадцать лет цветет и плодоносит. «Классика вечна», - слышу из зала. Родницкий это знает. И Чехов продолжает жить.

 

 Караваева Наталья,журналист

 Газета "Знамя шахтёра" № 22 от 20-21 марта 2024 года

 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.