Последние
премьеры:
 Международный театральный фестиваль "Любовь, что движет солнце и светила"  Дом Бернарды Альбы  ПРЕМЬЕРА!  Снегурушка  Пиковая дама  СОЛЯРИС/SOLARIS.  ПРЕМЬЕРА!  Русалочка.  ПРЕМЬЕРА!  Варвара-Краса, длинная коса. ПРЕМЬЕРА! Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Если нет любви, то мир рушится 

«« Перейти в раздел "Пресса"

 

В Новошахитнском драматическом театре состоялась премьера спектакля режиссёра Оксаны Второвой «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Каждый премьерный показ в театре - это аншлаг и, конечно же, всегда праздник.

«Дом Бернарды Альбы» - ода свободе и чувственности, любви и страсти. Можно ли идти против природы, против естества, любви, против Бога? Ведь любовь - это Бог.

 

 

Если нет любви, то мир рушится

 

 

«Дом Бернарды Альбы» - это последняя и наиболее известная пьеса испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Всего через два месяца после завершения работы над этим произведением его жизнь трагически оборвалась. В России пьесы Лорки не часто попадают на сцену, но режиссёр Оксана Второва выбирает сложные и многослойные тексты, которые требуют глубинного осмысления. Так было и с башкирским эпосом «В ночь лунного затмения», и с творением мастера игры людьми и событиями Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа».

Декорации спектакля скудны и аскетичны: чёрный помост, подвесные металлические дуги с толстыми нитями-занавесками да пять простых деревянных табуретов. Тусклый тяжёлый свет, создающий атмосферу печали, скорби и безысходности в доме Бернарды Альбы. Все нюансы спектакля передаются актёрскими интонациями, движениями и игрой света.

После похорон своего второго мужа строгая и деспотичная мать пяти дочерей и дочь старой сумасшедшей Марии Хосефа (Людмила Меймухина) Бернарда (Ирина Григоренко) налагает узы восьмилетнего траура на своих дочерей. Восемь лет монашеского заключения не просто страшны для девушек, они губительны для их молодости, ведь самой старшей уже 39, а младшей 20. Несомненно, действия матери диктует не её жёсткое сердце, а всего лишь собственный негативный жизненный опыт и желание оградить от него девочек. Со смертью главы семьи меняется очень многое. По сословным меркам Альба - знатное семейство, но бедность, тщеславие и гордыня толкают отчаявшуюся мать на этот жестокий шаг -объявить траур, следуя старинным традициям.

Бернарда пытается победить природу, властвовать над положением. Но возможно ли поставить рамки свободе, которая зарождается в каждой из дочерей, несмотря на их разные характеры, возможно ли затушить огонь любви в девичьих сердцах? Все пять дочерей изнывают не от летнего испанского зноя. Они стремятся снять свои траурные одежды, которые не только тесно обхватывают их молодые тела, но и сковывают крепкой хваткой свободу души и воли.


Бернарда Альба - Ирина Григоренко

Бернарда Альба - Ирина Григоренко

 

Самая младшая из девочек, Аделла (Анастасия Хаустова), -бунтовщица, её яркая вольнолюбивая натура не сломлена. Она жаждет полной свободы, хочет быть хозяйкой своей судьбы. Именно у неё после похорон мать увидела траурный веер с красным ярким рисунком и разозлилась. Восьмилетнее заточение убьёт её молодость. Ведомая внутренним протестом, Аделла появляется на сцене в зелёном платье, ярком и сочном, как сама жизнь, природа. «Она надела зеленое платье, которое сшила себе ко дню рождения, вышла на скотный двор и давай кричать: «Курочки, курочки, посмотрите на меня!». Я чуть со смеху не покатилась!» - говорит одна из сестёр. Золотоволосая солнечная девушка чувствует приближение первой любви, которая захватит её, окутает, изменит и унесёт на лёгких крыльях из этого тёмного склепа, где все обречены на медленную смерть.

Другая сестра - Мартирио (в разных составах её играют Александра Шилова и Анастасия Савиных) - старше Аделлы, и она тоже не смирилась с заточением. В ней еще живёт надежда на свободу, любовь и свет, но надежда так слаба, что порой перерастает в отчаяние и злобу. Ведь она еще хороша, и изуродованное болезнью тело всё так же трепещет пред мыслью о мужском внимании.

Амелия (Кристина Казарова), наверное, самая человечная из сестёр. Годы добровольного заточения в доме, семье, бессловесном обществе, кажется, смирили её с участью стать старой девой и, возможно, в будущем она станет дуэньей молодой девушки. А пока она примирилась с судьбой. Или нет? Или порывы страстного влечения и безумных несбыточных надежд о семье, детях и любящем мужчине еще живы? Любовь находит пути в её сердце.

А вот Магдалена (Екатерина Пачко) приняла свою судьбу. Кажется, приняла. Она горюет по отцу. Но почему, несмотря на её слёзы и искреннюю скорбь, мы чувствуем какое-то двойное дно в её смирении. Отчего она вместе со всеми бежит смотреть на мужчин, возвращающихся с уборки? Неужели и она не устояла перед любовью?

Ангустиас (Ольга Демидова) — самая старшая дочь Бернарды. Именно ей выпала счастливая участь вырваться из этого серого, безнадежного места. Она дочь Бернарды от первого брака, и траур ей не помеха на пути к свободе. Пепе-римлянин, который так и останется невидимым, но вездесущим персонажем, хочет на ней жениться. И девушка оживает. Может, хоть ей повезёт? Это последний шанс на счастье, но так страшно что-то менять в своей жизни, когда тебе 39.

Весь этот безумный, страдающий, изнывающий женский маленький мир несчастен. Но чудовищ здесь нет. Есть женщины без мужчин. Есть любовь против ненависти. Есть свобода против деспотизма. Мария Хосефа, мать донны Альбы, несмотря на своё безумие, острее всех понимает участь внучек, которые так и останутся в её сердце теми маленькими девчушками, светлыми и чистыми, счастливыми и беззаботными. Она знает, что судьба их предрешена: «Когда у моей соседки рождался ребенок, я приносила ей шоколад, а потом она мне приносила, и так всегда-всегда. У тебя тоже будут белые волосы, но к тебе не придут соседки». Вот оно ваше будущее, дочери Альбы, - седое, безумное и одинокое старение.

Режиссёрский замысел ввести в спектакль эфемерные образы дочерей Альбы в юном возрасте гениален (Екатерина Коровицкая, Вероника Уханова, Валерия Скулкова, Милана Кривенко, Маргарита Кривенко, Софья Кожушко, Любовь Гранкина). Он усиливает не только трагичность положения взрослых сестёр, но и противопоставляет свободу деспотизму, красоту и безмятежность детства — уродству жестоких нравов и безысходности женского увядания.

В спектакле нет главных ролей, все женщины прорисованы и автором, и режиссёром как главные. Понсия (Марина Кожушко), служанка, несмотря на своё низкое положение, любит каждого обитателя дома. Она, как попадающий в тёмное помещение свет, озаряет лица находящихся во тьме. Именно её любовь и реальное понимание происходящего разрывают её саму изнутри. Понсия не хочет плохой славы семье, но и не может больше видеть этих заживо похороненных в скорбном склепе предрассудков и чужих демонов девушек.

А вот другая служанка (в разных составах её играют Анастасия Савиных и Александра Шилова) вносит именно ту необходимую ноту, которая иногда освещает трагедию улыбкой зрителя.

Все ждут свадьбы, но ничего хорошего, кажется, не будет ни в доме Альбы, ни в округе. Чего только стоят рассказы Пруданс (Мария Коровицкая). Они наполнены безысходностью и болью. Всё чаще зрители слышат громкий, холодящий душу звук. А за ним говорящая тишина: «Что-то неминуемо произойдет. Обязательно произойдет! Ждите!».

Финал оглушает трагичностью. Казалось, что самой свободной была Бернарда: она имела власть, имела силу. Но это иллюзия, нет у неё никакой власти ни над судьбой, ни над любовью, ни над жизнью и смертью. Бернарда сама находится во власти предрассудков и страха потери чести. Теперь они все будут хранить не только честь живых, но и позор умерших. Круг замкнулся. Занавес.

Спектакль был создан в рамках федерального партийного проекта «Единой России» «Культура малой родины» и благодаря творческой работе дружной группы профессионалов: художника Ирины Михайловой, художника по свету Бориса Михайлова, хореография и пластика Татьяны Климовой, музыкальное оформление Елены Кривенко и Дмитрия Нестерова, видеохудожник - Виталий Маркин.

Театр любит и ждёт вас!

 

Оксана Второва, режиссёр спектакля:

- Для меня были важны характеры сестёр. «Содержание вскрыть, а форму нафантазировать» - этот постулат Щукинской школы дал мне возможность раскрыть девочек, найти особенные качества их характеров через переживания безответной любви к Пепе-римлянину. И вот это вскрытое содержание открыло возможность фантазировать по форме. Акценты, которые я расставляла, как мне кажется, подчеркнули индивидуальность каждого персонажа и каждой актрисы. Глобальная мысль, конечно, только одна: если нет любви, то мир рушится.

 

 Наталья Караваева, журналист

Городская общественно-политическая газета "Знамя шахтёра" №89 от 15-16 ноября 2024 г.

 


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.