Последние
премьеры:
 Шагреневая кожа  Вишневый сад. Премьера!   Летучий корабль.  Бременские музыканты  Гроза  Снегурушка Касса театра тел.:

8 (928) 964-39-39

Новошахтинск
ул. Садовая, 31
  Пресса: Творчество - образ жизни ... 

«« Перейти в раздел "Пресса"

Светлана ЯНШИНА
«Знамя шахтера» 27 марта 2007 года

 

Прозвенел последний звонок, зрители, пришедшие на спектакль “Двенадцать месяцев” по пьесе С. Михалкова, приготовились к восприятию волшебства. И увидели, как только открылся занавес, волшебный заснеженный лес, выполненный из затейливо присобраной фалдами обычной белой ткани. И подумалось, как велики фантазия и мастерство художника, умеющего из минимума имеющихся пол рукой средств и материалов сотворить замечательные декорации. Главный художник Новошахтинского ныне муниципального драматического театра Юрий Васильевич Сопов долгие годы сценически воплощал, оформлял все спектакли, которые ставила Светлана Николаевна Сопова. И всега с помощью декораций и бутафорских предметов не только помогал раскрывать идеи спектаклей, но делал все ярким, качественным и с наименьшей затратой средств, проявляя завидную фантазию и изобретательность. Его декорации и костюмы к спектаклям “Собор Парижской Богоматери” (по роману В.Гюго), “Город без любви” (Л.Устинов), “Сказка про царя Петра и солдата колдуна”, “Сказка про царя Гороха, молочную реку и трудолюбивого Ванюшку” сделаны 10-15 лет назад, а помнятся и сегодня. Вспоминается один из фестивалей “Виват, театр!”, который проводился в Красном Сулине. Ежегодно в марте этот маленький шахтерский город, где работали четыре любительских театра, принимал такие же театральные коллективы из различных городов нашей области. Каждый играл свой лучший спектакль. Новошахтинцы в тот раз привезли своего “Царя Гороха”. Сценографическое решение спектакля вызвало восхищение у режиссеров, критиков и любителей театра. Такое же восхищение работой художника Ю.В.Сопова выразили представители ростовской театральной критики и союза театральных деятелей после просмотра этого спектакля в малом зале Ростовского музыкального театра. Наши актеры тогда еще любительского театра рискнули показать свою сказку ростовской детворе и имели успех.

 

Можно много говорить о каждой работе Юрия Васильевича Сопова, но есть такие, которые обойти вниманием невозможно. И созданы они в содружестве с еще одним талантливейшем и разносторонне одаренным человеком, композитором, сценаристом и режиссером Игорем Владимировичем Древалевым. Каждое сценографическое решение их совместных спектаклей рождалось в труднейших творческих муках, потому что Игорь Древалев, максималист и эстет по натуре, ставит перед художником предельно высокие требования, добиваясь точного воплощения своих творческих замыслов. А у нашего театра – всегда минимум средств и возможностей для их выполнения. Но благодаря профессионализму Юрия Васильевича это удается. Вспомним спектакль “Очарованный странник”. Многих истинных ценителей театра в полный восторг приводит первая часть спектакля, где декорация, костюмы, бутафория выдержаны в едином национальном стиле, при всей театральной условности создают ощущение реальной атмосферы русской жизни 19 века. А затем был совершенно замечательный спектакль Игоря Древалева “ День без даты” в чисто гоголевском стиле, ставший событием в театральной жизни области. Сценографическое решение этого спектакля Юрием Васильевичем Соповым было отмечено критикой на 16-м областном фестивале “Декада донского театра”. Через несколько дней наши театралы увидят еще одну очень интересную и талантливую работу Юрия Васильевича Сопова по сценографическому оформлению спектакля в постановке Игоря Древалева по чеховскому “Черному монаху”. И как всегда это оригинально, просто, талантливо и на сто процентов работает на идею спектакля. Художник театра, это особая специфика. Не всякий даже очень талантливый художник сможет работать в театре. Здесь нужно владеть не только кистью, карандашом, но и резцом, и знать фактуру и свойства различных материалов, специфику изготовления театрального реквизита, историю костюма, нужно иметь безупречный вкус, знать специфику театра, которая позволяет воплощать на сцене идею режиссера и художника и еще многое другое. Юрий Васильевич, без преувеличения, в своем деле виртуоз.

 

Но и в живописи Ю.В.Сопов мог бы сказать свое слово, если бы целиком не отдавал себя театру. Написанные им с натуры портреты имеют успех, нравятся людям, потому что он подмечает в каждом человеке его индивидуальность и хорошо ее передает. На написание картин у него времени нет совсем, и жаль, потому что те, что были нарисованы раньше, поражают фантазией и ощущением динамики жизни и его особым мироощущением. Художник в театре всегда как бы остается за кадром, хотя именно он создает атмосферу для игры актера. Лавры пожинают актеры. Но мы знаем Юрия Васильевича Сопова и как актера, не раз доставлявшего нам наслаждение своей игрой. Его актерское дарование ярко проявилось уже в первой роли солдата –колдуна в сказке про царя Петра. А потом был замечательный Водяной в “Царевых очах” (М.Панфиловой), ленивый и шкодливый Митрофан В сказке о царе Горохе, трогательный, жаждущий понимания и внимания Грег в “Сильвии” (А.Герни), трогательный Колокольчиков в “Любви до потери памяти” В.Красногорова. хулиганистый и сластолюбивый король в “Недотроге”, строгий, но запуганный учитель в “Двенадцати месяцах” (С.Михалков) и другие яркие роли. На сцене он искренен, постоянно импровизирует, ищет новые яркие краски для своих героев, особое удовольствие получает от общения с детской зрительской аудиторией, и дети ему верят, его любят. И именно в детских спектаклях чувствуешь, что он сохранил чистую, детскую, трепетную душу. Когда видишь Юрия Васильевича в будничной жизни, даже не подозреваешь, что в этом внешне спокойном, даже слегка заторможенном, выдержанном, скромном человеке затаились огромный темперамент, мощная энергетика, буря чувств, которые он умеет накапливать, а в нужный момент выплеснуть их на сцене в спектакле. Хотя сам Юрий Васильевич предпочитает работу художника, а играть ему приходится, по его словам, потому что в театре остро ощущается нехватка профессиональных актеров.

 

Вообще театр для Юрия Васильевича, - это образ жизни. К любой работе в своем храме он относится очень ответственно. Для него это второй дом, а может быть и первый, потому что его жизнь проходит именно здесь. Этот дом он поднимал вместе с другими работниками театра из руин. Его руки помнят каждый положенный в его здания кирпич, каждый вбитый гвоздь, каждую прибитую доску.

Он замечательный семьянин, потому что всегда обязанности по материальному обеспечению семьи брал на свои плечи, занимался хозяйской мужской работой и личным примером воспитывал детей. Его дети выросли в театре и впитали в себя трепетное отношение к нему. Мнение отца, потому что его замечания точны и справедливы, всегда очень важно для его сына – одного из ведущих актеров театра – Михаила и дочери Ольги. Они знают, скольких мук, терзаний стоит каждая роль,сколько духовных и физических сил отнимает театр и какую самоотдачу требует, как мало дает в материальном плане, но они связали свою судьбу именно с театром. Ю.В.Сопов - очень преданный друг и порядочный человек. И для своей жены – художественного руководителя театра Светланы Николаевны Соповой - поддержка и опора и в жизни, и в творчестве. С ним интересно общаться. Юрий Васильевич остроумен, наблюдателен и у него свой взгляд на многие глубинные процессы, происходящие в нашей жизни. В его характере удивительно сбалансировано сочетание романтичного и рационального. Иногда, глядя на него, думаешь как много души, художественного вкуса, таланта отдал он нам, своим землякам, сколько настоящих праздников подарил! Он сам счастлив в работе, которой отдает себя на сто процентов, и делает счастливыми нас, пусть на несколько часов, но именно эти часы подпитывают нас жизненной энергией, заставляют задуматься о смысле жизни и о нашем месте в этой жизни. Спасибо, вам за это, Юрий Васильевич, и новых вам творческих высот!

 

На страницу спектакля »


Отзывы зрителей
Для того, чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.